ракета «воздух-воздух» большой дальности
В 1958 году фирмой Хьюз была начата разработка системы управления оружием (СУО) и ракет большой дальности действия (до 180 км) GAR-9 «Falcon» для перехватчика F-108.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и хвостовыми рулями. Калибр ракеты возрос до 330 мм, длина — до 3,81 м, а вес — до 360 (365) кг. Таким образом, вес «Сокола» увеличился почти в 7 раз по сравнению с GAR-1.
Система наведения — полуактивная радиолокационная. Боевая часть ядерная (W-42) или обычная. Подрыв обеспечивается ИК взрывателем.
Для отработки СУО ВВС выделили фирме Хьюз в качестве летающей лаборатории бомбардировщик Convair B-58 Hustler (заводской номер 55-665). Модернизация «Хастлера» на заводе Хьза в Калвер-Сити велась почти год. После окончания монтажа и проверки опытной СУО машину перегнали в испытательный центр Эдварс. Несмотря на то, что программу F-108 официально прикрыли 23 сентября 1959 г., испытания СУО ASG-18 продолжились. Бомбардировщик в испытательных полетах пилотировал ведущий летчик-испытатель фирмы Хьюз Джэймс Истхэм. За разработку СУО и ее летные испытания отвечал Клэр Кэрлсон: он считался одним из лучших электронщиков «свободного мира». Летные испытания пришлось приостановить в 1960 г. из-за массы отказов бортовой электроники, а серия летных происшествий с бомбардировщиками B-58 Стратегического авиационного командования заставила ВВС прекратить полеты самолетов этого типа, в том числе и машины с номером 55-665.
В марте 1960 г. Джонсон провел серию встреч с высшими офицерами ВВС, на которых рассматривались возможность разработки перехватчика c СУО ASG-18 и ракетами GAR-9 на базе самолета А-12. Результатом проведенных переговоров стал подписанный фирмой Локхид и Пентагоном контракт на разработку, постройку и испытания трех опытных истребителей YF-12.
Летчиком-испытателем перехватчика был назначен Истхэм; именно он являлся наиболее «продвинутым» в области систем управления оружием американским летчиком: в частности Истхэм первым произвел в 1961 г. пуск ракеты GAR-9.
Первый полет на третьем прототипе А-12 Истхэм выполнил летом 1962 г., с этого момента он стал жить «на два дома»: отрабатывал технику пилотирования трехмахового самолета в Грум-Лэйк и летал на летающей лаборатории В-58 с базы Эдвардс.
Кульминацией летных испытаний стали полеты на проверку работы СУО и пуски ракет, в которых принимали участие второй и третий прототипы. Штатное вооружение перехватчика должно было включать три ракеты GAR-9 (в ходе испытаний в связи с общей сменой системы обозначений индекс ракеты поменялся па XAIM-47), располагавшихся на внутренней подвеске в специальных отсеках в наплывах фюзеляжа; в четвертом отсеке предусматривались места для блоков СУО ASG-18. Сначала ракеты просто сбрасывались. Установленные в специальных гондолах под двигателями кинокамеры фиксировали процесс сброса.
Уже первый полет на сброс выявил интересную особенность: если бы двигатель ракеты был включен — «изделие» поразило бы перехватчик аккурат в районе кабины летчика. Систему пуска ракет пришлось переделать, сброс ракеты стал производиться с помощью пиротехнических устройств, проще говоря — их отстреливали. Реальных пусков с включением двигателя УР всего произвели двенадцать, причем восемь — выполнил Истхэм: а остальные четыре — летчики ВВС.
Все полеты на сброс и применении оружия выполнялись с базы Эглин. В одном из полетов летящий со скоростью М=3.2 на высоте 24 500 м YF-12 с дистанции в 200 км сбил беспилотную мишень Боинг JQB-47, мишень летела на высоте всего 450 м.
Несмотря на успешные испытания, программа перехватчика YF-12A была закрыта в 1966 г. и ракета AIM-47A на вооружение не поступила. Было выпущено около 80 ракет AIM-47A. Некоторые решения были использованы при проектирования AIM-54A Phoenix. Испытывался вариант ракеты для действия по наземным целям («воздух-земля»), получивший обозначение XAGM-76A.
Описание | |
---|---|
Разработчик | Hughes Aircraft Co. |
Обозначение | AIM-47 (GAR-9) Falcon |
Тип | тактическая ракета «воздух-воздух» |
Система наведения | полуактивная радиолокационная |
Первый пуск | 1961 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | 3,81 (3,2) |
Диаметр фюзеляжа, м | 0,33 (0,335) |
Размах крыла, м | 0,914 (0,838) |
Размах оперения, м | 0,89 |
Боевая часть | обычная или ядерная (W-42) |
Стартовый вес, кг | 360 (365) |
Вес БЧ, кг | |
Силовая установка | |
Число двигателей | 1 |
Двигатель | ЖРД Lockheed |
Тяга двигателя, кгс (кН) | |
Летные данные | |
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) |
(6) |
Дальность стрельбы, км | до 180 (210) |
Перегрузка поражаемых целей | |
Вероятность поражения цели |
Источники информации:
- Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
- «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
- Hughes GAR-9/AIM-47 Falcon / Directory of U.S. Military Rockets and Missiles /