SR-71B/C «BlackBird»
Учебно-тренировочный вариант стратегического разведчика
Для подготовки летчиков SR-71 и проведения тренировочных
полетов построили две «спарки» SR-71В. Внешне самолет был практически идентичен «Титановому гусю»
- двухместному А-12. Кабина инструктора, расположенная за
кабиной курсанта, с небольшим превышением обеспечивала необходимый обзор. Для
улучшения путевой устойчивости учебной модификации под мотогондолами установили дополнительные кили.Первый учебно-тренировочный SR №956 взлетел 18 ноября 1965. Его пилотировали Bob Gilliland и Steven Belgau. 18 декабря Bill Weaver и Jim Eastham подняли второй SR-71B - №957.
SR-71В №956 стал первым Blackbird, поступившим на вооружение 4200-го стратегического разведывательного авиакрыла. 7 января 1966 г. его перегнал в Бил с авиабазы Эдвардс лично командир подразделения - полковник Д.Нельсон.
Тренировочный SR-71B #957 разбился 11 января 1968 г. Опытный пилот, командир 99-й эскадрильи, вывозил курсанта в его третий полет на разведчике. Уже по пути домой отказал электрогенератор; аккумуляторная батарея позволяла работать системам самолета в течение 30 минут, но этого оказалось мало - SR разбился в 12 километрах к северу от базы. Robert Sowers и David Fruehauf катапультировались успешно.
Для замены разбитой машины изготовили двухместный SR-71С S/N 64-17981, практически не отличавшийся от своего предшественника: пристыковали к сильно поврежденному при посадке YF-12A (S/N 60-6934) носовую часть фюзеляжа SR-71, предназначавшегося для статических испытаний.
SR-71B (17956) и 2 SR-71A (971 и 980) в 1990 были переданы в NASA, получив номера 831, 832 и №844 соответственно, и используются в качестве летающих лабораторий.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Локхид | |
Обозначение | SR-71B | |
Кодовое наименование НАТО | BlackBird (Черный дрозд) | |
Тип | Учебно-тренировочный вариант стратегического разведчика | |
Первый полет | 18 ноября 1965 | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 32,74 | |
Высота самолета, м | 5,64 | |
Размах крыла, м | 16,95 | |
Площадь крыла, м2 | 167,23 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 63505 |
максимальная | 77110 (78 000) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | Турбореактивный двигатель Пратт-Уитни J58 | |
Тяга двигателя, кгс | максимал | 10340 |
на форсаже | 14723 | |
Летные данные | ||
Максимальная дальность (с одной дозаправкой в воздухе), км | 4800 (5200) | |
Максимальная скорость полета на высоте 24000 м, км/ч (M=) | 3220 (3,0) |
Источники информации:
- Черная птица Кларенса Джонсона / М.Никольский. Авиация и космонавтика 10/2000 /
- «SR-71 Blackbird in action» / L. Drendel, 1982 /
- Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
- The online Blackbird Museum
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /