VentureStar (RLV)
Программа Reusable Launch Vehicle(RLV-космический корабль многоразового
использования) осуществляется в тесной кооперации NASA и
аэрокосмической промышленности США. С помощью технологии Single-Stage-To-Orbit (SSTO - одной ступенью на
орбиту) намечается существенно снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту ( с $
10,000 до $ 1,000 за фунт) и тем самым увеличить конкурентоспособность США на рынке коммерческого использования космоса.
Итогом программы должно стать создание к 2004 г. корабля многоразового
использования, названного фирмой Lockheed-Martin - VentureStar. Он сможет выводить на околоземную орбиту
груз в 22,5 тонн. Решение о его создании будет принято на основании результатов испытательных
полетов X-33. X-33 является уменьшенной вдвое моделью VentureStar. Он в 9 раз легче, а стоимость
разработки в 4 раза меньше. По программе RLV создается также модель X-34 для
проверки выполнимости запуска небольших коммерческих и научных полезных грузов на борту
ракеты многократного использования. Стоимость разработки VentureStar оценивается в 5 млрд дол.
Одной из основных особенностей
проекта является используемый линейный ЖРД с внешним расширением (Linear
aerospike rocket engines). Эта схема разрабатывается фирмой Rocketdyne (теперь - Boeing North American - Rocketdyne) с середины 60-х. Rocketdyne
предложил такой ЖРД для использования на космическом корабле Шаттл, но двигатель был
отвергнут, так как технология была признана в то время слишком незрелой. С тех пор Rocketdyne выполнил
73 лабораторных и наземных испытательных запусков, во время которых двигатель проработал
более чем 4,000 сек. Rocketdyne потратил более чем $ 500 миллионов за эти годы для проверки и улучшения
технологии ЖРД.
В то время как сопло обычного ЖРД оптимизировано для определенного режима работы
и не может одинаково эффективно работать в широком диапазоне высот и давлений - от старта до
выхода на орбиту, новый двигатель использует атмосферу, как часть сопла и поток воздуха сам
оптимизирует факел. Линейный ЖРД позволяет осуществлять управление вектором тяги в одной
плоскости (по тангажу) без отклонения его оси путем создания разности тяги верхней и нижней
половин (до +/-15%). Это позволяет отказаться от его подвижной подвески. К тому же линеный ЖРД на 75 %
меньше обычного с аналогичной тягой, что еще более снижает массу двигателя, корабля и топлива,
уменьшая стоимость вывода полезной нагрузки.
В 1997 г. началась серия испытаний линейного двигателя в полете со скоростью от 0,8 до 3М на
высотах от 6 до 24 км. На летающей лаборатории NASA SR-71 #844 (17980/ #2031) был
установлен контейнер Linear Aerospike SR-71 Experiment (LASRE).
Контейнер длиной 12,3 м представляет собой модель X-33 в масштабе 1:10 с 8 секциями двигателя,
газообразным водородом, гелием (для «холодного» запуска) и измерительным
оборудованием общим весом 5,8 т (14,300 фунтов).
Имеющегося топлива хватает для 2-3 с работы двигателя с тягой до 2800 кг. Общая стоимость
программы LASRE - приблизительно $ 20 миллионов.
Создание криогенного бака для жидкого кислорода, вес которого в заполненном состоянии
составит 65 % от взлетного веса RLV, и 2 баков для жидкого водорода представляет собой сложную
техническую проблему.
В проекте бюджета NASA на 2000 г. больше всего урезаны программы по аэронавтике - с 1,34 до
1,01 млрд дол. Это касается проектов X-33 и X-34, высокоскоростного пассажирского самолета HSCT и программ по сверхзвуковым
технологиям.
Описание | |
---|---|
Разработчик | Locheed - Martin |
Обозначение | VentureStar |
Тип | космический корабль многоразового использования |
Экипаж, чел | - |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 54 |
Размах крыла, м | 60 |
Высота, м | 16,8 |
Источники информации:
- Программа RLV.
- InfoArt News Agency