X-34
Ракетный самолет
X-34 создавался в рамках программы Reusable Launch Vehicle (RLV - космический
корабль многоразового использования). В июне 1996 г. компания Orbital Sciences Corporation
(OSC,Dulles, VA) получила контракт в $60,000,000 на проектирование, создание и испытания X-34.
В конце 1998 г. NASA и OSC договорились о проведении 25 дополнительных испытательных
полетов X-34 - прототипа корабля многоразового использования. Согласно предварительному
контракту с OSC, предусматривалось только 2 испытательных полета, но уже тогда обе стороны
предполагали, что, возможно, потребуются и дополнительные испытания. В январе 1998 года NASA
изменила контракт с OSC, в который был внесен пункт о создании второго корабля X-34. Дополнительный
корабль и новые испытательные полеты увеличили стоимость контракта на 85 млн дол.
X-34 предназначен для проверки технологий, которые предполагается использовать
в будущих "малогабаритных" космических кораблях многоразового использования. В
частности он должен будет летать при любых погодных условиях, приземляться в автономном
режиме и иметь необходимые средства аварийной эвакуации экипажа. Запуск его будет
осуществляться с помощью самолетов L-1011, а после набора необходимой высоты будет включаться
собственный ракетный двигатель X-34. X-34 предназначается для полета на высотах более 75 км
над землей со сверхзвуковой скоростью (однако число Маха не должно превышать 8).
В марте 1999 закончились полномасштабные испытания двигателя для X-34 на стенде космического центра им.Стенниса (Stennis
Space Center) в Миссисипи. Двигатель Fastrac, разработанный в космическом центре NASA
им.Маршалла, проработал в течение 20 с. Сила тяги Fastrac составляет 267 кH. Двигатель, использующий
керосин и жидкий кислород, очень экономичен. По заявлению менеджера проекта Дэнни Дэвиса (Danny
Davis), такой двигатель позволит существенно сократить стоимость систем запуска. Перед
установкой на X-34 планируется провести до 85 испытаний двигателя Fastrac.
При подготовке к летным испытаниям 23 июня 1999 X-34 был подвешен к L-1011 и в течение шести дней подвергался предполетным проверкам.
29 июня в Летно-исследовательском центре (ЛИЦ) им.Драйдена NASA на авиабазе Эдвардс, шт.Калифорния, выполнен первый полет летающей лаборатории Х-34 без отделения от самолета-носителя L-1011.
Цель испытаний – получить сертификат безопасности от Федеральной авиационной администрации FAA на модифицированный самолет L-1011, а также на прикрепленный к нему демонстратор X-34.
Намечено было провести 6-7 испытательных полетов для проверки летных характеристик X-34.
На конец 1999 планировалась вторая серия летных испытаний в
Hью-Мексико на полигоне White Sands Missile Range, а затем в космическом центре им. Кеннеди во Флориде. В ходе испытаний должна быть проверена возможность
полетов при неблагоприятных погодных условиях на дозвуковых скоростях, возможность автономной
посадки в безветренную и ветренную погоду, а также возможности многоразового использования
X-34. Он предназначен для совершения 25 полетов в год.
Комплекс для обслуживания малогабаритных кораблей многоразового использования стоимостью 8 млн дол. намечалось построить на мысе Канаверал в 2000 г.
Работы были свернуты после решения NASA увеличить размеры X-34. Но так как финансовое обеспечение оставалось на том же уровне, а сложность работ возросла, Orbital Sciences окончательно вышла из участия в программе.
1 марта 2001 NASA объявило о прекращении финансирования работ в рамках программ Х-33 и Х-34.
Такое решение было принято после объявления новой стратегии NASA по переориентации своей деятельности на разработку корабля многоразового использования нового поколения в рамках "инициативы космического запуска" (Space Launch Initiative, SLI). NASA сообщило, что сейчас ведутся переговоры с рядом компаний о заключении контрактов по программе SLI, но ни X-33 ни X-34 по этой программе денег не получат.
На Х-34 американское космическое ведомство затратило 205 млн $.
Описание | |
---|---|
Разработчик | Orbital Sciences Corporation |
Обозначение | X-34 |
Тип | Экспериментальный суборбитальный самолет |
Экипаж, чел. | - |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 17,78 |
Размах крыла, м | 8,45 |
Высота, м | 3,5 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 1 |
Двигатель | ЖРД Fastrac |
Тяга двигателя, кН | 267.7 |
Расчетные летные данные | |
Максимальная скорость полета на высоте, М= | 8 |
Потолок, км | 75 |
Источники информации:
- Программа RLV.
- Дорогой «Бурана»
- Крах программ X-33 и X-34