ASAT
противоспутниковая ракета

    Подвеска ASAT на F-15 Авиационный ракетный комплекс перехвата (АРКП) разрабатывался американскими фирмами «Воут», «Боинг» и «Макдоннелл Дуглас» с 1977 г. Он предназначен для поражения искусственных спутников Земли противника на низких орбитах.
    В состав комплекса входит самолет-носитель (модернизированный истребитель F-15) и 2-ступенчатая ракета ASAT (Anti-Salellile). Вес ракеты около 1200 кг, длина 6,1 м, диаметр корпуса 0,5 м. Ракета подвешивается под фюзеляжем.
    В качестве двигательной установки первой ступени применен усовершенствованный ракетный твердотопливный двигатель тягой 4500 кг (устанавливается на управляемой ракете Боинг СРЭМ), второй - твердотопливный двигатель тягой 2720 кг (в четвертой ступени ракеты-носителя «Скаут» - ускоритель Thiokol «Альтаир» III). Полезной нагрузкой является малогабаритный перехватчик MHIV (Miniature Homing Intercept Vehicle) фирмы Vought, имеющий вес 15,4 кг, длину 460 мм и диаметр около 300 мм.
    Перехватчик оснащен 63 небольших двигателями, инфракрасной системой самонаведения, лазерным гироскопом и бортовым компьютером. На его борту нет взрывчатого вещества, поскольку поражение цели (искусственного спутника Земли противника) намечается осуществлять за счет кинетической энергии при прямом попадании в нее.Старт в космос!
    Наведение ракеты ASAT в расчетную точку пространства после ее отделения от самолета-носителя производится инерциальной системой. Она размещается на второй ступени ракеты, где для обеспечения управления но трем плоскостям установлены небольшие двигатели, работающие на гидразине. К концу работы второй ступени малогабаритный перехватчик раскручивается до 20 об/с с помощью специальной платформы. Это необходимо для нормальной работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полете. К моменту отделения перехватчика его инфракрасные датчики, ведущие обзор пространства с помощью восьми оптических систем, должны захватить цель.
    Твердотопливные двигатели перехватчика расположены в 2 ряда но окружности его корпуса, причем сопла размещаются посредине. Это позволяет MHIV перемещаться вверх, вниз, вправо и влево. Моменты включения в работу двигателей для наведения перехватчика на цель должны быть рассчитаны, чтобы сопла ориентировались в пространстве нужным образом. Для определения ориентации самого перехватчика служит лазерный гироскоп, являющийся, по существу, высокоточными часами, которые отсчитывают обороты. Принятые инфракрасными датчиками сигналы от цели, а также информация с лазерного гироскопа поступают в бортовой компьютер. Он устанавливает с точностью до микросекунд, какой двигатель должен включиться для обеспечения движения перехватчика по направлению к цели. Кроме того, бортовой компьютер рассчитывает последовательность включения двигателей, чтобы не нарушалось динамическое равновесие и не началась нутация перехватчика.
    Для отработки системы наведения фирма «Воут» построила сложный наземный комплекс, включающий вакуумные камеры и помещение для проведения испытаний со сбрасываемыми малогабаритными перехватчиками, которые в свободном падении наводились на модели спутников (было проведено более 25 подобных испытаний).Пуск ASAT
    Пуск ракеты ASAT с самолета-носителя предполагается осуществлять на высотах 15-21 (15-19) км как в горизонтальном полете, так и в режиме набора высоты.
    Для превращения серийного истребителя F-15 в носитель ASAT требуется установка специального подфюзеляжного пилона и связного оборудования. В пилоне размещаются небольшая ЭВМ, оборудование для связи самолета с ракетой, система коммутации, резервная батарея питания и газогенератор, обеспечивающий отделение ASAT.
    Вывод самолета в расчетную точку пуска ракеты предусматривалось производить по командам с центра управления воздушно-космической обороны, которые будут отображаться в кабине летчика. Большинство операций по подготовке к пуску будет выполняться с помощью самолетной ЭВМ. Задача пилота заключается в выдерживании заданного направления и выполнении пуска при получении соответствующего сигнала от ЭВМ, причем пуск необходимо произвести во временном интервале, составляющем 10-15 с.
    Для управления перехватом создается экспериментальный центр. Он должен получать данные о слежении за ИСЗ и о местоположении самолета-носителя. На основании этой информации будут вырабатываться и передаваться на бортовую ЭВМ истребителя F-15 команды наведения и время пуска ракеты ASAT.
    В рамках программы создания АРКП планировалось провести 12 летных испытаний. Для оценки эффективности АРКП было изготовлено 10 ИСЗ-мишеней. Они могут изменять характеристики теплового излучения для моделирования спутников различного назначения.Спутник-мишень Запуск ИСЗ-мишеней планировалось осуществлять с Западного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния) с помощью ракет-носителей «Скаут», способных выводить полезную нагрузку весом около 180 кг на круговую орбиту высотой 550 км. Точки перехвата ИСЗ-мишеней намечались над акваторией Тихого океана. На время проведения испытаний АРКП разместили на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния). Считалось, что АРКП будет признан годным к выполнению боевых задач, если вероятность поражения десяти целей составит 0,5.
    Первый пуск экспериментальной ракеты ASAT с самолета F-15 по условной космической цели был произведен в начале 1984 года на Западном ракетном полигоне США.
    Его задачей была проверка надежности функционирования первой и второй ступеней УР, а также бортового оборудования самолета-носителя. Ракета после запуска на высоте 18 300 м была выведена в заданную точку космического пространства. Вместо малогабаритного перехватчика на борту УР устанавливались его весовой макет, а также телеметрическая аппаратура, обеспечивавшая передачу на Землю параметров траектории полета. Для слежения за противоспутниковой ракетой использовались радиотехнические средства Западного ракетного полигона и оптический пост слежения на Гавайских о-вах.
    Во время второго испытания, проходившего осенью 1984 года, ракета, оснащенная малогабаритным перехватчиком с инфракрасной системой наведения, должна была произвести захват определенной звезды. Это позволило определить ее способность по точному выводу перехватчика в заданную точку пространства. Первое приближенное к боевому испытание было проведено в Калифорнии 13 сентября 1985 г. Запущенная с истребителя F-15 ракета «СРЭМ-Альтаир» уничтожила американский спутник «Солуинд» на высоте 450 км.
    В 1983 г. затраты на разработку АРКП оценивались в 700 млн., развертывание двух эскадрилий - 675 млн., а на эксплуатацию в течение десяти лет - 500 млн. долларов (на работы по созданию АРКП к тому времени было израсходовано около 400 млн.).F-15 ASAT
    Первоначально планировалось, что американская противоспутниковая система должна включать 28 самолетов-носителей F-15 и 56 ракет ASAT. Две эскадрильи разместятся на авиабазах Лэнгли (штат Вирджиния) и Мак-Корд (Вашингтон). В дальнейшем количество самолетов-носителей предполагалось довести до 56, а противоспутниковых ракет - до 112. Боевое дежурство комплексов намечалось начать в 1987 году. Организационно они войдут в космическое командование ВВС США, управление перехватом будет осуществляться из центра противокосмической обороны КП НОРАД. В те периоды, когда не будет объявлена боевая готовность АРКП и не будут производиться учения по перехвату ИСЗ с помощью ракет ASAT, модернизированные истребители F-15 предполагается использовать как обычные истребители-перехватчики командования НОРАД (на переоборудование F-15 потребуется около 6 ч).
    Противоспутниковые комплексы, размещенное на континентальной части Соединенных Штатов, могли обеспечить перехват только 25% ИСЗ, находящихся на низких орбитах. Поэтому для создания глобальной противоспутниковой системы США добивались права на использование баз на иностранных территориях, и в первую очередь на Фолклендских (Мальвинских) о-вах и в Новой Зеландии. Кроме того, велась практическая отработка вопросов дозаправки в воздухе самолетов-носителей F-15, а также переоборудование палубных истребителей F-14 под носители ракет ASAT.
    Аналогичная система создавалась и в СССР. Противоспутниковые ракеты запускались с истребителя МиГ-31Д.
    В начале 1990-х гг. работы по системе ASAT в США прекращены, по-видимому, в результате неофициального соглашения с Россией. Однако работы по подобным противоспутниковым системам не ограничены никакими официальными договорами.

Описание
Разработчик Vought, Boeing
Обозначение ASM-135A
Тип противоспутниковая ракета
Первый пуск 1984
Ступени I II MHIV
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 6,1 (общая)   0,46
Диаметр, м 0,5    0,3
Стартовый вес, кг 1180   15,4
Силовая установка
Число двигателей 1 1  
Двигатель РДТТ Lockheed SR75-LP-1 РДТТ Thiokol FW-4S
Тяга двигателя, кгс (кН) 4500 2720  
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч 24000;
Высота пуска, км 15-24
Досягаемость по высоте (вертикальной дальности до цели), км 560
Досягаемость по дальности (горизонтальной), км 648

Перехватчик MHIV в разрезе ASAT

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. ЗВО 4'1983, 9'1984
  3. Air-Launched Miniature Vehicle (ALMV) / FAS /
  4. LTV Air-Launched Anti-Satellite Missile / Military Museum /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100