ASAT
противоспутниковая ракета
Авиационный ракетный комплекс перехвата (АРКП) разрабатывался американскими фирмами «Воут», «Боинг» и
«Макдоннелл Дуглас» с 1977 г. Он предназначен для поражения искусственных спутников Земли противника на низких орбитах.
В состав комплекса входит самолет-носитель (модернизированный
истребитель F-15) и 2-ступенчатая ракета ASAT (Anti-Salellile).
Вес ракеты около 1200 кг, длина 6,1 м, диаметр корпуса 0,5 м. Ракета подвешивается под фюзеляжем.
В качестве двигательной установки первой ступени применен усовершенствованный
ракетный твердотопливный двигатель тягой 4500 кг (устанавливается на
управляемой ракете Боинг СРЭМ), второй - твердотопливный двигатель тягой 2720 кг (в
четвертой ступени ракеты-носителя «Скаут» - ускоритель Thiokol «Альтаир» III).
Полезной нагрузкой является малогабаритный перехватчик MHIV (Miniature Homing Intercept Vehicle) фирмы
Vought, имеющий вес 15,4 кг, длину 460 мм и диаметр около 300 мм.
Перехватчик оснащен 63 небольших двигателями, инфракрасной системой самонаведения, лазерным гироскопом и
бортовым компьютером. На его борту нет взрывчатого вещества, поскольку поражение
цели (искусственного спутника Земли противника) намечается осуществлять за
счет кинетической энергии при прямом попадании в нее.
Наведение ракеты ASAT в расчетную точку пространства после ее
отделения от самолета-носителя производится инерциальной системой. Она размещается на
второй ступени ракеты, где для обеспечения управления но трем плоскостям
установлены небольшие двигатели, работающие на гидразине. К концу работы второй
ступени малогабаритный перехватчик раскручивается до 20 об/с с помощью
специальной платформы. Это необходимо для нормальной работы инфракрасной
системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полете. К
моменту отделения перехватчика его инфракрасные датчики, ведущие обзор пространства с помощью
восьми оптических систем, должны захватить цель.
Твердотопливные двигатели перехватчика расположены в 2
ряда но окружности его корпуса, причем сопла размещаются посредине. Это
позволяет MHIV перемещаться вверх, вниз, вправо и влево. Моменты включения в
работу двигателей для наведения перехватчика на цель должны быть
рассчитаны, чтобы сопла ориентировались в пространстве нужным образом. Для
определения ориентации самого перехватчика служит лазерный гироскоп,
являющийся, по существу, высокоточными часами, которые отсчитывают обороты. Принятые
инфракрасными датчиками сигналы от цели, а также информация с лазерного гироскопа
поступают в бортовой компьютер. Он устанавливает с точностью до микросекунд, какой
двигатель должен включиться для обеспечения движения перехватчика по
направлению к цели. Кроме того, бортовой компьютер рассчитывает последовательность
включения двигателей, чтобы не нарушалось динамическое равновесие и не началась
нутация перехватчика.
Для отработки системы наведения фирма «Воут» построила сложный
наземный комплекс, включающий вакуумные камеры и помещение для проведения испытаний со
сбрасываемыми малогабаритными перехватчиками, которые в свободном падении наводились на
модели спутников (было проведено более 25 подобных испытаний).
Пуск ракеты ASAT с самолета-носителя предполагается осуществлять на высотах 15-21 (15-19) км как в
горизонтальном полете, так и в режиме набора высоты.
Для превращения серийного истребителя F-15 в носитель ASAT
требуется установка специального подфюзеляжного пилона и связного оборудования. В пилоне размещаются небольшая ЭВМ, оборудование
для связи самолета с ракетой, система коммутации, резервная батарея питания и
газогенератор, обеспечивающий отделение ASAT.
Вывод самолета в расчетную точку пуска ракеты
предусматривалось производить по командам с центра управления воздушно-космической
обороны, которые будут отображаться в кабине летчика. Большинство операций по
подготовке к пуску будет выполняться с помощью самолетной ЭВМ. Задача пилота
заключается в выдерживании заданного направления и выполнении пуска при
получении соответствующего сигнала от ЭВМ, причем пуск необходимо произвести во временном
интервале, составляющем 10-15 с.
Для управления перехватом создается экспериментальный
центр. Он должен получать данные о слежении за ИСЗ и о местоположении
самолета-носителя. На основании этой информации будут вырабатываться и
передаваться на бортовую ЭВМ истребителя F-15 команды наведения
и время пуска ракеты ASAT.
В рамках программы создания АРКП планировалось провести 12 летных испытаний.
Для оценки эффективности АРКП было изготовлено 10 ИСЗ-мишеней. Они могут
изменять характеристики теплового излучения для моделирования спутников
различного назначения.
Запуск ИСЗ-мишеней планировалось осуществлять с Западного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния)
с помощью ракет-носителей «Скаут», способных выводить полезную нагрузку весом около 180 кг
на круговую орбиту высотой 550 км. Точки перехвата ИСЗ-мишеней намечались над акваторией Тихого океана.
На время проведения испытаний АРКП разместили на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния). Считалось, что АРКП будет признан годным к выполнению боевых
задач, если вероятность поражения десяти целей составит 0,5.
Первый пуск экспериментальной ракеты ASAT с самолета F-15 по условной космической цели был
произведен в начале 1984 года на Западном ракетном полигоне США.
Его задачей была проверка надежности функционирования первой и второй ступеней УР, а также бортового оборудования
самолета-носителя. Ракета после запуска на высоте 18 300 м была выведена в заданную
точку космического пространства. Вместо малогабаритного перехватчика на борту УР
устанавливались его весовой макет, а также телеметрическая аппаратура,
обеспечивавшая передачу на Землю параметров траектории полета. Для слежения
за противоспутниковой ракетой использовались радиотехнические
средства Западного ракетного полигона и оптический пост слежения на Гавайских о-вах.
Во время второго испытания, проходившего осенью 1984
года, ракета, оснащенная малогабаритным перехватчиком с инфракрасной системой наведения,
должна была произвести захват определенной звезды. Это позволило определить ее способность по точному выводу перехватчика в
заданную точку пространства.
Первое приближенное к боевому испытание было проведено в Калифорнии 13 сентября 1985 г.
Запущенная с истребителя F-15 ракета «СРЭМ-Альтаир» уничтожила американский спутник «Солуинд» на высоте 450 км.
В 1983 г. затраты на разработку АРКП оценивались в 700 млн., развертывание
двух эскадрилий - 675 млн., а на эксплуатацию в течение десяти лет - 500 млн. долларов (на
работы по созданию АРКП к тому времени было израсходовано около 400 млн.).
Первоначально планировалось, что американская противоспутниковая система должна включать 28 самолетов-носителей
F-15 и 56 ракет ASAT. Две эскадрильи разместятся на авиабазах Лэнгли (штат Вирджиния) и Мак-Корд (Вашингтон).
В дальнейшем количество самолетов-носителей предполагалось довести до 56, а
противоспутниковых ракет - до 112. Боевое дежурство комплексов намечалось начать в 1987 году. Организационно они
войдут в космическое командование ВВС США, управление перехватом
будет осуществляться из центра противокосмической обороны КП НОРАД. В те периоды, когда не
будет объявлена боевая готовность АРКП и не будут производиться учения по
перехвату ИСЗ с помощью ракет ASAT, модернизированные истребители F-15
предполагается использовать как обычные истребители-перехватчики командования
НОРАД (на переоборудование F-15 потребуется около 6 ч).
Противоспутниковые комплексы, размещенное на континентальной части Соединенных Штатов, могли
обеспечить перехват только 25% ИСЗ, находящихся на низких орбитах. Поэтому для создания глобальной противоспутниковой системы
США добивались права на использование баз на иностранных территориях, и в первую очередь на Фолклендских (Мальвинских) о-вах и в Новой Зеландии. Кроме того,
велась практическая отработка вопросов дозаправки в воздухе самолетов-носителей F-15, а также переоборудование палубных истребителей F-14 под носители ракет ASAT.
Аналогичная система создавалась и в СССР. Противоспутниковые
ракеты запускались с истребителя МиГ-31Д.
В начале 1990-х гг. работы по системе ASAT в США прекращены, по-видимому, в результате
неофициального соглашения с Россией.
Однако работы по подобным противоспутниковым системам не ограничены никакими официальными договорами.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | Vought, Boeing | ||
Обозначение | ASM-135A | ||
Тип | противоспутниковая ракета | ||
Первый пуск | 1984 | ||
Ступени | I | II | MHIV |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 6,1 (общая) | 0,46 | |
Диаметр, м | 0,5 | 0,3 | |
Стартовый вес, кг | 1180 | 15,4 | |
Силовая установка | |||
Число двигателей | 1 | 1 | |
Двигатель | РДТТ Lockheed SR75-LP-1 | РДТТ Thiokol FW-4S | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | 4500 | 2720 | |
Летные данные | |||
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч | 24000; | ||
Высота пуска, км | 15-24 | ||
Досягаемость по высоте (вертикальной дальности до цели), км | 560 | ||
Досягаемость по дальности (горизонтальной), км | 648 |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- ЗВО 4'1983, 9'1984
- Air-Launched Miniature Vehicle (ALMV) / FAS /
- LTV Air-Launched Anti-Satellite Missile / Military Museum /