Туполев Алексей Андреевич

А.А.Туполев
А.А.Туполев

Герой Социалистического Труда (22.09.1972), авиаконструктор, доктор технических наук (1963), профессор (1964).
Родился 20 мая 1925 года в Москве в семье авиаконструктора А.Н.Туполева.
Во время Великой Отечественной войны с родителями был эвакуирован в Омск, где в 1942 году окончил среднюю школу.
С 1942 года работал в ОКБ А.Н.Туполева в должности конструктора завода. Его первой конструкторской работой стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
В 1943 году возвратившись в Москву, поступил в Московский авиационный институт имени С.Орджоникидзе (ныне — Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ)). По окончании института в 1949 году работал в бригаде проектов ОКБ А.Н.Туполева. Участвовал в проработке компоновки варианта самолёта «88» (Ту-16) с двумя турбореактивными двигателями и предложил свой вариант с размещением двигателей у борта фюзеляжа за вторым лонжероном крыла и с одностоечным главным шасси. Именно эта компоновка была принята бригадой технических проектов С.М.Егера для дальнейшей разработки.
В 1953 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук, а в 1963 году — доктора технических наук. В 1957 году был назначен начальником отдела по сверхзвуковым летательным аппаратам ОКБ А.Н.Туполева. Член КПСС с 1959 года.
С 1963 по 1973 год — главный конструктор Московского машиностроительного завода «Опыт» (головное предприятие ОКБ) и заместитель генерального конструктора ОКБ А.Н.Туполева.
В 1973 году стал генеральным конструктором Авиационного научно-технического бюро имени А.Н.Туполева. В 1978 году также возглавил кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института (ныне — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ)).
С 1992 года — генеральный конструктор корпорации, созданной на базе Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени А.Н.Туполева. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы многие образцы авиационной техники и их модификации: — Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-70, Ту-95, Ту-104, Ту-114, беспилотный опытный самолёт-снаряд Ту-121, серийный беспилотный дальний разведчик Ту-123 «Ястреб» и Ту-139 «Ястреб-2», Ту-124, Ту-134, БПЛА Ту-141 и Ту-143, Ту-142, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, Ту-154Б, Ту-154М, экспериментальный самолёт Ту-155 (использующий криогенное топливо), сверхзвуковой тяжёлый бомбардировщик Ту-160, Ту-204, Ту-204-200, проект многоразового воздушно-космического самолёта «Буран» (Ту-2000), Ту-334.
Член-корреспондент Академии наук СССР (отделение механики и процессов управления по специальности «Самолётостроение», 15.03.1979). Академик Академии наук СССР (отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение», 26.12.1984).
Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике. Член Главной редколлегии информационных изданий Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ). Внёс значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР.
Депутат Верховного Совета СССР (1975-1989), народный депутат СССР (1989-1991).
В 1995 году был одним из лидеров избирательного блока «Тихонов-Туполев-Тихонов», безуспешно выдвигавшегося на выборах в Государственную думу Российской Федерации.
Жил в Москве. Умер 12 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).
Награждён 3 орденами Ленина (26.04.1971; 22.09.1972; 21.05.1975), орденами Октябрьской Революции (15.06.1989), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), «Знак Почёта» (12.07.1957), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *