ОКБ В.М.Мясищева
МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович (28.09.1902 - 14.10.1978) - советский
авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959),
заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
После окончания МВТУ (1926) работал в КБ
А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим
Горький». С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6)
конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан
бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки
Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное
производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).
Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом
в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев
предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его
разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. В акте о государственных
испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 г. отмечалось, что ДВБ-102
явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими
нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в
конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное
вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и
встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная
бомбовая нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания самолёта проводились до 1946.
После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев - главный конструктор и руководитель
опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству
пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944г.
разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость
немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных
оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов
бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.
В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17
- четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946
ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади,
ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину.
Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
В 1946-51 Мясищев - заведует кафедрой проектирования самолётов, декан
самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 - профессор.
В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании
стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24
марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного
конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был
спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана
система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал
самолёт 3М (М-6) - реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же
схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
С 1956 В.М.Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была
поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания
подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М.Мясищева разработано новые
методы проектирования. Выбранная компоновка - длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное
крыло с 4-мя ТРД - потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных
решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой
первый полет в 1959г. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета
М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В
развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная
для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52)
и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался
стратегический сверхзвуковой М-57.
Были и первые в СССР пассажирские варианты сверхзвукового самолета - М-53 и М-55. А
проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.
В 1957-60 в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского
космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23
стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике.
В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной «ссылке» - начальник ЦАГИ.
В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором
Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на
территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N`23.
ОКБ было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания
бомбардировщиков 3М и М-50 уже «прижились» в других фирмах. Завод в
Филях, являвшийся раньше частью КБ В.М.Мясищева, был отдан ЦКБМ под ракетную тематику, а на
новом месте в г.Жуковском практически ничего не было.
Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению
дальности полёта Ил-62 за счёт ламинаризации обтекания, по использованию
композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
В составе НПО «Молния», в которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ разработаны
кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения
жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового
использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО
«Молния»- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».
Депутат ВС СССР в 1958-66. Ленинская премия (1957). Награждён 3 орденами Ленина, орденами
Октябрьской Революции, Суворова 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В 1981 имя
Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.
МИКОЯН Степан Анастасович (12.07.1922) - профессиональный военный летчик и летчик-испытатель.
Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1941 году. В Великую Отечественную войну воевал летчиком-истребителем.
После войны окончил Военно-Воздушную Инженерною Академию им. Жуковского. С 1951
года служил летчиком-испытателем в Научно-испытательном Институте Военно-Воздушных Сил. С 1959 года -
начальник испытательного Управления этого Института, а с 1965 года - первый заместитель начальника Института.
Общий налет около 3500 часов, летал на 102 типах
летательных аппаратов, в основном на истребителях, а также на бомбардировщиках,
транспортных самолетах и вертолетах.
Генерал-лейтенант авиации, Заслуженный летчик-испытатель
СССР (1964). В 1975 году удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм,
проявленные при испытаниях самолетов.
Кандидат технических наук (1979). С 1978 года работает в ОАО НПО «Молния»,
разработавшем орбитальный корабль «Буран» в качестве заместителя Генерального
директора по летным испытаниям. Руководил летными испытаниями атмосферного аналога
корабля «Буран», технической и стендовой подготовкой летчиков-испытателей,
а также участвовал в проектных работах по вопросам деятельности экипажа. Руководил
работами по орбитальной летающей модели «Бор-4». При первом орбитальном полете
беспилотного корабля «Буран» С.А.Микоян был ответственным за управление кораблем
на участке снижения и посадки.
После смерти В.М.Мясищева в 1978 г. несколько месяцев возглавлял ОКБ его имени.
В 1987 году С.А.Микоян был избран Почетным членом Общества
летчиков-испытателей-экспериментаторов (Калифорния, США).
ФЕДОТОВ Валентин Александрович (1913-2002) - Советский авиаконструктор.
22.02.1979 возглавил ЭМЗ имени В.М.Мясищева.
Авиаконструктор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1929 г. одновременно с учебой в школе. В 1939 г. окончил Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им.К.Э.Циолковского (позднее Московский авиационно-технологический институт), факультет проектирования и эксплуатации дирижаблей.
Инженерную деятельность начал в 1938 г. в ГСКБ-47 Наркомата боеприпасов. С 1939 по 1951 г. работал в КБ ЦАГИ, где принимал участие в создании самолетов СК-1 и СК-2, совершенствовании аэродинамических и прочностных характеристик боевых самолетов и занимался проектированием и созданием высокооборотных установок большой мощности.
В 1951 г. был переведен в ОКБ-23, где работал начальником отдела внешних нагрузок и динамической прочности. Здесь он впервые разработал методы исследований на конструктивно-подобных моделях и предложил принципы создания комплексной динамической компоновки самолетов. Также впервые в системе МАП он внедрил расчеты на ЭВМ.
С 1960 по 1966 г. работал в области прочности конструкции спутников и ракетных систем в ОКБ-52, где разработал ряд типовых конструкций с высокой весовой отдачей. В 1967 г. переведен на Экспериментальный машиностроительный завод, где возглавил работы по проектированию и прочности перспективных самолетных конструкций, а также продлению ресурса стоявших на вооружении самолетов М-4 и 3М. В этот период им разработаны методы расчетных и экспериментальных исследований аэроупругости, бафтинга и компоновочного флаттера.
В 1979 г. назначен руководителем ЭМЗ им.В.М.Мясищева с присвоением звания главный конструктор. Под его руководством проведены работы по созданию пяти конфигураций транспортной авиационной системы ВМ-Т
«Атлант» на базе самолета 3М, обеспечена постройка этих самолетов на ЭМЗ им.В.М.Мясищева и проведены первые транспортировки блоков ракеты
«Энергия» массой до 40 т и диаметром 8м и ВКС «Буран». В 1990 на этом самолёте
установлено более 20 мировых рекордов высоты и скорости полёта и скороподъёмности.
В 1982 г. совершил свой первый полет дозвуковой высотный
разведчик М-17 «Стратосфера», разработка которого была начата под руководством
В.М.Мясищева. Его гражданский вариант М-55 «Геофизика» оборудован для ведения высотной экологической разведки.
На заводе с 70-х годов создается и запущен в серийное производство самолет-ретранслятор специального назначения на базе самолета Ил-22 и воздушные пункты управления Ил-22М11.
10 ноября 1985 г. подготовлен и осуществлен первый полет БТС - аналога «Бурана».
В 1986 г. В.А.Федотов переведен в НПО «Молния», где возглавлял проведение научных исследований. Автор более 25 изобретений и многих печатных работ.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
НОВИКОВ Валерий Константинович (28.05.1939) - генеральный конструктор ЭМЗ им.В.М.Мясищева с 1986 г.
Родился в г.Москве; окончил Московской авиационный институт в 1962 г., академик РАЕН (1999), академик Академии наук авиации и воздухоплавания;
1962-1979 - техник, инженер, старший инженер, начальник группы, начальник сектора НПО «Энергия»;
1979-1987 - заместитель главного конструктора НПО «Молния»;
1987-1992 - главный конструктор - ответственный руководитель ЭМЗ им. В.М.Мясищева; почетный авиастроитель авиационной промышленности СССР; награжден медалями Федерации космонавтики им. С.П.Королева, К.Э.Циолковского, М.В.Келдыша, Ю.А.Гагарина; принимал непосредственное участие в разработках, испытаниях и запусках космических кораблей и станций
«Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Мир», в международной программе «Союз-Аполлон», а также авиационно-космической системы «Энергия-Буран»;
с 1992 г. - ответственный руководитель ЭМЗ им. В.М.Мясищева.
В 1988 г. поднимается в небо уже новый двухдвигательный самолет М-55
«Геофизика» (изготовитель - Смоленский авиационный завод), установивший 16 мировых рекордов. М-55, барражируя на высотах более 20 км, способен вести эффективный мониторинг как земной поверхности, так и атмосферы планеты Земля.
С 1993 г. самолет М-55 «Геофизика» в вариантах воздушной платформы задействован в международных программах изучения атмосферы Земли и озонового слоя.
31 марта 1995 г. совершил первый полет самолет бизнес-класса М-101Т
«Гжель» (изготовитель - Нижнегородский авиастроительный завод «Сокол»). К настоящему времени самолет
«Гжель», разработанный в соответствии с международными нормами сертификации, запущен в серию.
В рамках конверсии велась также разработка самолета бизнес-класса
«Дуэт», сельскохозяйственного самолета М-500, грузопассажирских самолетов М-112 и М-150. ЭМЗ головное
предприятие по доработке и модернизации самолетов L-39 и L-410.
ПАЙКИН Борис Романович (26.03.1965) - генеральный директор ЭМЗ имени В.М.Мясищева с 28 апреля 2006 года.
Родился в Ленинграде. После окончания в 1987 г. Ленинградского технологического института холодильной промышленности занимался предпринимательской деятельностью. В 1992 г. являлся президентом АОЗТ «Финн-Полпа-Нева». В середине 90-х гг. на общественных началах работал советником первого заместителя мэра - председателя комитета по управлению городским хозяйством Владимира Яковлева. В 1996 г. распоряжением мэра Петербурга Анатолия Собчака был назначен главой администрации Петроградского района.
11 ноября 2003 назначен генеральным директором федерального казенного предприятия «Северо-Западная дирекция Госстроя России - дирекция комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений».
В июле 2006 года на базе контейнера безопасного десантирования
«Ганимед», представлен технический проект контейнера морского десантирования «Горгона» с экипажем из трех спасателей.
ПРОСКУРНИН Анатолий Алексеевич - генеральный директор ФГУП «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» с
21.12.2006, генерал-лейтенант авиации в запасе.
В 1966 г. закончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков;
в 1975 г. Военно-воздушную академию им.Ю.А.Гагарина;
в 1985 г. Военную академию Генерального штаба ВС.
Литература:
- Гай Д.И., Небесное притяжение, М., 1984
- Козлов П.Я., Конструктор, М., 1989.
- Н.В.Якубович., В.Н.Лавров, Самолеты В.М.Мясищева, М.,1999