Т-4 (П)
сверхзвуковой пассажирский самолет
В 1963-64 гг. в ОКБ П.О.Сухого прорабатывался
пассажирский вариант Т-4, способный перевозить со сверхзвуковой скоростью 64 пассажира. Было
предложено несколько вариантов компоновки П1, П2, П3. Все они представляли собой "утку"
с низкорасположенным крылом и отличались размещением силовой установки.
На основе интегральной компоновки бомбардировщика И-1 с
подфюзеляжным пакетом двигателей Ю.В.Ивашечкиным в начале 1962 г. были разработаны
компоновки П-1 и П-2. К концу года на основе компоновки Р-3 Л.И.Бондаренко разрабатывает
вариант П-3.
Фюзеляж: фюзеляж состоял из носового, центрального и хвостового отсека.
Отсек БРЭО размещался в носовой части между обтекателем радара и кабиной
экипажа. Пилот и второй пилот сидели бок о бок с узким проходом между местами.
Места штурмана и радиста были расположены по правой стороне фюзеляжа. Во время рейса
кабина должна была закрываться обтекателем, опускавшимся на взлетно-посадочных режимах.
Позади кабины размещался отсек для багажа, гардероб и туалет. Передняя входная дверь была на левой стороне фюзеляжа.
В центральном отсеке фюзеляжа размещались два пассажирских салона,
каждый из которых мог поместить 32 пассажира. Они были оборудованы восьмью рядами
кресел, по четыре в ряд, с проходом между ними. Вторая входная дверь и
камбуз были между этими двумя салонами. В начале первого пассажирского салона были
гардероб и туалет. Хвостовой отсек содержал два топливных бака, включая
дополнительный, и отсек тормозного парашюта.
Крыло: в первом варианте крыло имело практически треугольную форму. Под крылом
размещались мотогондолы, в центральной секции крыла - топливный бак.
Во втором варианте крыло с передними наплывами имело отклоненные вниз
концы консолей (приблизительно треть размаха каждого крыла).
В обоих вариантах ПГО выполняло роль стабилизаторов и рулей высоты.
Небольшое вертикальное хвостовое оперение было выполнено
цельноповоротным. Дополнительно, первая версия самолета имела подфюзеляжный
аэродинамический гребень.
Шасси: самолет имел трехстоечное шасси. Передняя стойка с двухколесной тележкой
убиралась внутрь фюзеляжа под кабиной экипажа. В первом варианте самолета, основные стойки шасси убирались в центральную часть двигательных гондол и имели
четырехколесные тележки. Вторая версия имела уборку основного шасси в так называемые "задники", которые были установлены
под краями мотогондолы. Они также служили как дополнительные подфюзеляжные кили.
Силовая установка: четыре ТРДФ. В первой версии самолета
двигатели размещались попарно в мотогондолах под консолями крыла.
Воздухозаборники с вертикальным клином не имели системы слива пограничного слоя,
поскольку были выдвинуты далеко вперед.
Во втором варианте четырьмя двигателя были установлены в одной мотогондоле под центральной секцией крыла. Каждый двигатель имел отдельный вход с
горизонтальным клином. Воздухозаборники, расположенные близко к нижней поверхности крыла, были оборудованы системой слива пограничного слоя.
Описание | |
---|---|
Разработчик | ОКБ П.О.Сухого |
Обозначение | T-4 |
Компоновка | П-3 |
Экипаж, чел | 4 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | |
Максимальная взлетная масса, кг | 110000 |
Пассажировместимость, чел | 64 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Двигатель | ТРД РД36-41 |
Тяга двигателя, кгс | 15000 |
Летные данные (расчетные) | |
Крейсерская скорость, км/ч | 2500-3000 |
Посадочная скорость, км/ч | 260 |
Дальность полета на крейсерской скорости с 5% резервом топлива, км | 4900 |
Высота полета, км | 19-23 |
Разбег, м | 1800 |
Пробег, м | 1500 |
Источники информации:
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
- OKB Sukhoi, A History of the Design Bureau and its Aircraft, 1996