Boeing

Boeing-733
Сверхзвуковой пассажирский самолет

    В США во второй половине 50-х годов несколько фирм независимо начали конструкторские работы по разработке сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), которыми с 1959 г. руководила созданная для этого специальная группа экспертов.Рисунок Boeing 733
    26 октября 1962 г. правительства Великобритании и Франции подписали соглашение о совместном создании сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд». Известие об этом не только встревожило общественное мнение США (по соображениям престижа), но также и (что еще важнее) застало врасплох авиационные фирмы, у которых не было собственной конкретной программы разработки самолета. Реакция правительства США была незамедлительной, и уже в январе 1963 г. начал работать комитет (во главе с вице-президентом США), координирующий программу SCAT (Supersonic Commercial Air Transport) по созданию пассажирского самолета с крейсерской скоростью, соответствующей М= 2,7-3,0, и дальностью не менее 6400 км. 5 июня 1963 президент США Кеннеди объявил об официальном начале программы создания американского СПС (SuperSonic Transport - SST).
    В США считали, что европейский проект основан на «старой» технологии и традиционных конструкторских решениях, а потому, располагая предельными техническими возможностями, не имеет перспектив дальнейшего развития. Другими словами, новые самолеты в начале эксплуатации будут иметь максимально возможные летные данные, и уже в 70-х годах (!) их конструкция начнет устаревать. Именно такого рода аргументация послужила обоснованием американского проекта самолета с М = 2,7, который будет почти в 2 раза дороже и потребует в 2 раза больше времени для разработки, но зато обеспечит возможность после проведения несложных модификаций увеличить крейсерскую скорость без принципиального изменения конструкции. На решение США повлияли также престижные соображения и опыт, приобретенный при создании и эксплуатации самолетов Х-15 и ХВ-70 и особенно рекордного военного самолета YF-12A, развивающих максимальную скорость более 3000 км/ч.Модель Boeing 733 перед продувкой в аэродинамической трубе Специалисты НАСА в те годы заявляли: «Мы не считаем, что американский СПС должен быть первым в мире, но мы можем гарантировать, что американский СПС будет лучшим в мире».Развитие проекта SST от Boeing
    На фирме Boeing работы по концепции СПС проводились с 1952 г. В 1958 г. была сформирована небольшая группа, а к 1960 г. ежегодные затраты на разработку достигли 1 млн.долларов. По программе «Модель 733» рассматривались различные варианты самолета с дельтавидным крылом. Однако, вскоре предпочтение получает вариант с крылом изменяемой стреловидности. Этому способствовало участие в программе TFX по созданию истребителя-бомбардировщика F-111A/B с крылом изменяемой стреловидности.
    В 1962 г. фирма Boeing вышла в финал конкурса по программе TFX, но уже в ноябре ее проект F-111A/B уступил проекту General Dynamics. Проект СПС Boeing 733-197 напоминал компоновкой увеличенный F-111, а еще больше - будущий North American Rockwell B-1. Носовая часть была неотклоняемой. Удлиненные консоли низкорасположенного крыла изменяемой стреловидности соединялись с неподвижным центропланом, под которым размещались 4 двигателя General Electric GE4. Крейсерская скорость была равна 2.7М, а пассажировместимость - приблизительно 150 человек. Аэродинамическое качество также было ниже, чем у конкурируещего проекта L-2000 фирмы «Локхид» 6.75 - против 7.25.
    Выбор более высокой, по сравнению с «Конкордом» и Ту-144, скорости в почти 3000 км/ч привел к необходимости широкого использования титана и стали.
    15 января 1964 г. три фирмы представили FAA эскизные проекты, две из которых - Boeing и Lockheed в апреле 1964 были допущены к дальнейшим разработкам. Сенсацией оказалось отклонение проекта фирмы «Норт Америкен», создавшей в то время первый тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик ХВ-70А с примерно такой же максимальной скоростью.
    Опасения, что на форсажном режиме выхлоп двигателей вызовет перегрев хвостовой части, вынудили Boeing весной-летом 1966 изменить компоновку самолета. Model 733-290 позволял перевозить 250 пассажиров, а 1 сентября на конкурс был представлен уже перепроектированный 733-390 с пассажировместимостью до 300 человек. В маркетинговых целях самолет получает обозначение Boeing-2707-100.

Описание
Разработчик Boeing
Обозначение Boeing 733
Тип Сверхзвуковой пассажирский самолет
Число пассажиров, чел. ок. 150
Геометрические характеристики
Длина самолета, м 62
Размах крыла, м мин.стреловидность 52,8
макс.стреловидность 26,3
Высота, м 14,7
Аэродинамическое качество 6.75
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРДФ GE4
Тяга двигателя, кгс 24300
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость (М=) 2,7
Дальность полета, км не менее 6400 км

Схема Boeing 733   Схема Boeing 733
Модель Boeing 733Рисунок Boeing 733
Boeing 733Boeing 733
Boeing 733

Источники информации:

  1. The Boeing 733 / SST: The Supersonic Transport /
  2. The American SST
  3. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /

Помогали:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100