North American Aviation Incorporated
Фирма основана 6 декабря 1928 в Delaware, как холдинг ряда авиакомпаний
и авиастроительных фирм, включая General Aviation Manufacturing Corporation в Dundalk, Md. 1 января 1935 North American Aviation
(NAA) преобразовывается в авиастроительную компанию и переезжает в Inglewood, Калифорния.
Президентом компании становится J.H.Kindelberger, а вице-президентом и гл.конструктором J.L.Atwood.
Первой ласточкой становится двухместный учебно-тренировочный самолет NA-16,
взлетевший 1 апреля 1935. Под обозначением BT-9 (basic trainer) он был запущен в серию, став родоначальником
семества тренировочных самолетов Texan (T-6)/ SNJ / Harvard
, непрерывно выпускавшихся в течении 25 лет.
В марте 1937 был построен эспериментальный высотный бомбардировщик NA-21
Dragon (XB-21). В январе 1939 взлетел опытный ударный бомбардировщик NA-40, а его вариант NA-62 (август 1940)
пошел в серию как B-25 Mitchell. За годы второй мировой войны (1939-1945) компания выпустила 41000 машин
различных типов, включая 9498 B-25 и 15586 P-51 «Mustang». К 1944
объем продаж NAA с $50 млн. в 1939 возрос до почти $700. Но уже к сентябрю 1945 число занятых снизилось с 91000 до 5000 чел.
16 июня 1945 совершил первый полет «сдвоенный» P-82 Twin Mustang. 28 февраля 1947 P-82B Twin Mustang
установил рекорд среди истребителей, совершив беспосадочный перелет на расстояние 4968 миль из
Гонолулу в Нью Йорк за 14 ч. 31 мин. со средней скоростью 341,9 миль/ч.
Потерпев убытки с гражданским Navion, NAA продолжила выпуск военных самолетов. 3 июля 1948
взлетел XAJ-1 Savage (NA-146). Этот палубный бомбардировщик с комбинированной силовой
установкой (2 ПД + 1 ТРД) стал самым большим самолетом, взлетевшим с авианосца. Следующий
бомбардировщик - B-45 Tornado (NA-130,17 марта 1947) c 4 ТРД был уже чисто реактивным.
Первым реактивным палубным истребителем США стал FJ-1 Fury (NA-134; 27 ноября 1946) с
прямым крылом. Использовав данные немецких исследований по стреловидным крыльям, North American в
1947 создает XP-46 (NA-140; 1 октября 1947). 25 апреля 1948 с
турбореактивным двигателем Дженерал Электрик J47 самолет YP-86A при пологом пикировании превысил
скорость звука. F-86 Sabre широко применялся в войне в Корее. Увеличившийся спрос на него заставил NAA арендовать Naval Industrial Reserve Facility в Columbus, Огайо, а
затем в 1948 построить новый завод в Downey, Калифорния. Позднее он станет штаб-квартирой North
American Aviation Missile Division, построившей космический корабль Apollo.
F-100 Super Sabre, установивший новый мировой рекорд скорости - 1215,04 км/час, был первым серийным
истребителем в мире, способным достигать сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете.
Новое направление работ было связано с созданием North American Aviation Missiles Division, первоначально
Missile Development Division. По программе NATIV в конце 40-х были
испытаны трофейные ракеты V-2 (Фау-2). Продолжением стали работы по программам X-10, SM-64 Navaho и позднее
GAM-77 Hound Dog.
В 1954 стартовали 4 «новаторских» проекта. Продолжатель семейства «сейбров»
истребитель-бомбардировщик YF-107 в 1956 достиг скорости М=2. Второй была программа NAGPAW
(Многоцелевое ударное оружие Норт Американ /North American General Purpose Attack Weapon), по которой был создан
палубный всепогодный штурмовик A-5 (NA-247) - дальний
разведчик RA-5C «Vigilante». Третья - WS-110A - привела к
созданию самого большого «экспериментального» самолета в мире - стратегического
бомбардировщика XB-70A «Valkyrie».
Четвертая - исследовательский ракетоплан X-15 (NA-240), достигший гиперзвуковых
скоростей (7297 км/час) и космических высот (107960 м).
Программа создания стратегической крылатой ракеты была закрыта в 1955, но она привела
к созданию в North American ряда новых подразделений: Autonetics, Rocketdyne, Atomics International и Missile Development. Missile Development
позднее, в декабре 1960, стала Space Information Systems Division. 16
июля 1965 взлетел «противопартизанский» турбовинтовой OV-10 Bronco (NA-300), а 3 июня 1966 5
двигателей фирмы Rocketdyne вывели на орбиту Gemini 9.
22 сентября 1967 компания объединилась
с Rockwell-Standard Corporation в North American Rockwell Corporation. После
дальнейшей реорганизации, компания стала известна как Rockwell International.
Джеймс Ховард «Голландец» Кинделбергер (James Howard «Dutch» Kindelberger; 8 мая 1895 -
27 июля 1962)) – авиаконструктор, первый руководитель NAA.
Из Института Технологии Carnegie он ушел в 1917 в армию, где служил в Авиационном
подразделении Сигнального Корпуса (Signal Corps) пилотом-инструктором в Park Field в Memphis, Tenn. В 1920 он
становится главным чертежником и помощником главного инженера Glenn L. Martin Aircraft Company в Кливленде,
в 1925 объединенной с Douglas Aircraft в Калифорнии. Как
главный инженер, он в течение девяти лет возглавлял производство DC-1 и DC-2.
В 1934 Kindelberger стал президентом и генеральным директором General Aviation, позже
переименованной в North American Aviation. До 1948 он -
генеральный директор, а затем председатель правления и chief executive officer. В 1960 в возрасте 65 он
уходит с поста CEO, но остался председателем правления до своей смерти двумя годами позже.
Джон Леланд «Ли» Этвуд (John Leland «Lee» Atwood; 26 октября 1904 – 5 марта 1999)
- авиаконструктор. Получил звание бакалавра в Hardin-Simmons Университете и закончил высшие
технические курсы в Техасском Университете.
Сначала Atwood работает младшим инженером в Army Aircraft Branch в Wright Field (Дэйтон, Штат
Огайо), затем строил спортивный самолет в небольшой компании в Okay, Okla, которая не пережила
Депрессию. Atwood переходит в Douglas Aircraft Company в Santa
Монике, где участвует в проектировании XTBD - бомбардировщика-торпедоносца со
складывающимися крылями и транспортного Дуглас DC-1. Он также участвует в модернизации этого
самолета в серийный вариант DC-2.
В 1934 он последовал за Dutch Kindelberger в
компанию North American Aviation, где стал вице-президентом.
С 1938 Atwood помощник генерального директора, а в 1941
стал первым вице-президентом North American. Он был
избран президентом компании в 1948 и в 1960 становится Chief Executive Officer, а в 1962 сменяет Dutch Kindelberger
на посту председателя правления. Atwood оставался членом Правления Директоров и старшим
консультантом North American до 1978.
Источники информации:
- North American History / Boeing /
- Das grose flugzeug typenbuch, 1977
Смотри также
- ЛА North American