Boeing

Sonic cruiser
Скоростной дальнемагистральный пассажирский самолет

    В конце марта 2001 г. корпорация Boeing отложила на неопределенный срок планы создания гигантского лайнера 747X на 525 пассажирских мест, задуманного как ответ на суперлайнер компании Airbus Industries. Если на новый Airbus A380, способный нести 555 пассажиров, поступило 66 заказов, то на 747X - ни одного.
    Вместо этого Boeing намерен сосредоточиться на разработке радикально нового скоростного лайнера, который сможет перевозить 100-300 пассажиров на скорости 0,95 Маха, т.е. почти со скоростью звука. Это на 15-20% выше, чем у современных лайнеров. Кроме того, по потреблению топлива на одного пассажира Sonic Cruiser не будет уступать показателям лучших современных широкофюзеляжных авиалайнеров с двумя двигателями.
    Новая модель обеспечит пассажирам повышенный комфорт во время полета по маршрутам большой протяженности. В случае, если авиакомпании-заказчики и компания «Боинг» придут к единому мнению, что для нового самолета оптимальная дальность полета будет составлять 11100 км, его можно будет эксплуатировать на таких маршрутах как Токио - Чикаго, Лос-Анджелес - Париж, Лондон - Кейптаун (ЮАР), Лондон - Токио, существенно сокращая время перелета. Продолжительность полета на новом самолете по указанным маршрутам сократится на 1 час 35 минут.
    Отделение Boeing Commercial Airplanes Group предлагает заказчикам диапазон дальности как в пределах 11100 км (6000 nm) - 16300 км (8810 nm), так и расширенный до 18500 км (10000 nm). За счет увеличения скорости беспосадочных перелетов, по расчетам специалистов, это позволит в зависимости от маршрута сократить время полета на 1-7 часов. Первым лайнером, способным обслуживать такие маршруты протяженностью до 16316 км станет самолет модификации Боинг 777-200 большой дальности, который должен поступить в эксплуатацию в 2004 году.
    Вместе с тем, как признал старший вице-президент корпорации по разделу гражданских самолетов Майкл Бэйер, новый самолет будет затрачивать больше горючего, в связи с этим и стоимость билетов на него будет выше (примерно на 15%), чем у других современных лайнеров. «Это будет самолет для состоятельных людей. Мы изучаем будущий рынок. Нашей разработкой заинтересовались, например, в российской авиакомпании «Аэрофлот», как и в других авиакомпаниях США, Европы и Азии,» - отметил он. 
    Самолет будущего получил предварительное обозначение «Соник круизер». Он выйдет на американские и мировые воздушные линии к 2006-2007 году. Стоимость разработки «Соник круизера» оценивается в 4 млрд долл. Вице-президент по сотрудничеству корпорации Boeing с Россией и странами СНГ Сергей Кравченко заявил в мае, что в создании нового сверхскоростного пассажирского самолета предполагается участие России.
    Данная модель имеет более низкие показатели шума при взлете и посадке по сравнению с разрешенными Главой 4 стандартов ИКАО.
    Ввод самолета Sonic Cruiser в эксплуатацию был намечен на 2008 г.
    Общеэкономический спад в отрасли, вызванный терактами 11 сентября, заставил менеджеров западных авиакомпаний задуматься, насколько увеличение скоростных характеристик лайнера компенсирует возрастание эксплуатационных расходов. Из восемнадцати авиакомпаний, опрошенных маркетологами Boeing, лишь две — Japan Airlines и All Nippon Airways — согласились приобрести Sonic Cruiser. В результате в декабре 2002 года проект создания высокоскоростного самолёта был заморожен.
    Затруднения также вызывала и отработка аэродинамики самолёта. Выступая со специальным заявлением по этому поводу, главный исполнительный директор подразделения лайнеров коммерческого назначения корпорации Алан Малалли заявил, что теперь Boeing сосредоточит все усилия на разработке более эффективного самолёта (получившего впоследствии название Boeing 787), который при скорости 850—900 км/ч будет потреблять на 20 % меньше топлива, чем существующие реактивные лайнеры. Результаты многих исследований и разработок по проекту Sonic Cruiser легли в основу Boeing 787 (например, крылья и фюзеляж из углепластика).

Описание
Разработчик Boeing
Обозначение Sonic cruiser
Тип Скоростной дальнемагистральный пассажирский самолет
Число пассажиров (три класса), чел. 100-300
Геометрические характеристики
Длина самолета, м  
Силовая установка
Число двигателей 2 (4)
Двигатель ТРДФ
Тяга двигателя, кгс -
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость, (М=) (0,95)
Дальность полета, км более 16668
Максимальная крейсерская высота полета, м более 13000

Источники информации:

  1. New Airplane Concept / Boeing /
  2. Новости авиации
  3. Без посадки - интервью главы концерна Boeing Филипа Кондита

Рейтинг@Mail.ru Топ-100