SR-71 «BlackBird»
стратегический разведчик
Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть
огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета
при длительных полетах со скоростью в 3 раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких
температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище - BlackBird (Черный дрозд).
Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично отводя его с
поверхности самолета, а также уменьшала радиолокационную заметность самолета. Фирма
разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем,
которая выдерживала нагрев до 275оС. На SR-71 радиопоглощающий материал использован в
конструкции носков крыла и элевонов. Его относят к первому поколению малозаметных самолетов
(stealth).
На самолет были установлены двигатели фирмы «Пратт-Уитни» J.58 (JT11D-20B), развивающие на
форсаже тягу в 14470 кг. На скорости М=3 ТРД давал только 18 % тяги, остальное обеспечивалось
форсажной камерой, работающей в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
Специальное топливо JP-7 использовалось для охлаждения обшивки (шасси и БРЭО), так что к
двигателям оно подавалось нагретым до 320о.
Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Для увеличения
дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.
Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов
SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.
Всего было изготовлено 29 SR-71A и 2
учебно-тренировочных SR-71B. При этом стоимость
всей программы превысила 1 млрд. долл.
Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который
выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может
пилотировать самолет. Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное
катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3.
Значительная часть используемого разведывательного оборудования была специально
разработана для SR-71. Автоматическая автономная астроинерционная навигационная система
позволяет вести наблюдение за звездами и по ним вычислять местоположение самолета даже в
дневное время, а вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ обеспечивают высокую точность
полета по заданному маршруту. Разведывательное оборудование состоит из аэрофотоаппаратов, РЛС
бокового обзора и аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне. В носовом приборном отсеке разместилась панорамная аэрофотокамера.
Отмечалось, что с высоты 24 км за 1 час полета бортовая аппаратура
позволяет провести разведку территории площадью 155 (260) тыс.км2.
После пятилетней передышки, вызванной финансовыми трудностями, в 1995-м конгресс США вновь выделил 100 млн. долл. для эксплуатации самолетов SR-71. Это решение приняли после анализа результатов войны в Персидском заливе зимой 1991 г. Было признано целесообразным ввести самолет в строй до принятия на вооружение беспилотного разведывательного летательного аппарата
«Тиер-3 минус». Выделенных средств достаточно для обеспечения расконсервации двух самолетов и обеспечения выполнения каждым из них 12-15 полетов в течение первого месяца эксплуатации.
Первый самолет планировали ввести в строй в июне 1995-го, второй в
сентябре. На складах ВВС для этого имели необходимый комплект запчастей, включая 28 двигателей Пратт-Уитни J-58.
В январе 1997 SR-71 опять начали совершать полеты.
- SR-71A - история создания
- SR-71B/C
- Рекорды «Черных птиц»
- Разведчики в боевом строю
- Боевые полеты
- Good bye, SR !
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Локхид | |
Обозначение | SR-71A | |
Кодовое наименование НАТО | BlackBird (Черный дрозд) | |
Тип | Стратегический разведчик | |
Первый полет | 22 декабря 1964 | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 32,74 (33,16) | |
Высота самолета, м | 5,64 | |
Размах крыла, м | 16,95 | |
Площадь крыла, м2 | 167,23 (166,94) | |
Взлетная масса, кг | норм. | 63505 |
макс. | 77110 (78 000) | |
Масса пустого самолета, кг | 27215 | |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | норм. | 380 |
макс. | 461 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ Pratt & Whitney J58 | |
Тяга двигателя, кгс | максимал | 10340 |
на форсаже | 14723 | |
Тяговооруженность | норм. | 0,46 |
макс. | 0,37 | |
Объем топливных баков, л | 36290 | |
Летные данные | ||
Максимальная дальность полета (с одной дозаправкой в воздухе), км | 4800 (5230) | |
Радиус действия, км | 1930 | |
Продолжительность полета, ч | 1,5 | |
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | на высоте 24000 м | 3300 (3,07) |
на высоте 9150 м | 2125 (1,95) | |
Взлетная скорость, км/ч | 370 | |
Посадочная скорость, км/ч | 334 | |
Практический потолок, м | 25900 (26500) | |
Длина разбега при массе 63505 кг, м | 1646 | |
Взлетная дистанция при нормальной массе, м | 2745 | |
Длина пробега, м | 1097 | |
Посадочная дистанция, м | 1830 | |
Вооружение | ||
Вооружение | нет | |
Год принятия на вооружение | 1966 |
Источники информации:
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
- The online Blackbird Museum
- «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /