
Рекорды «Черных птиц»
SR-71А Blackbird - самый быстрый самолет (с ТРД) в мире. 28 июня 1976г. капитан Элдон Джорс на «Блэкберд» установил абсолютный
мировой рекорд скорости - 3529,56 км/ч (на базе 15-25 км) . Высота горизонтального полета составляла 26 км. А 27 июля 1976 пилот Бледсоу установил рекорд скорости по замкнутому 1000 км
маршруту - 3367,221 км/ч.
Первые рекорды на "Черных птицах" были установлены летчиками ВВС США в печальную для американцев годовщину - 1 мая 1965 г., в этот день пять лет назад над Уралом ракета советского ЗРК С-75 поразила разведчик U-2. День был выбран не случайно: американцы демонстрировали всему миру новый самолет, летные
характеристики которого позволяли ему избежать печальной участи предшественника. Для установления рекордов выделили перехватчики, так как существование разведчика А-12 еще не было раскрыто официально.
На третьем прототипе YF-12A экипаж в составе полковника Роберта Стефенса и подполковника Дэниэля Андрэ установил абсолютные рекорды скорости полета на базе 15/25 км (3 331,507 км/ч) и высоты горизонтального полета (24 462,596 м). И этот же день майоры Уолтер Дэниэль и Ноэль Уорнер пролетели 500 км по замкнутому маршруту со средней скоростью 2 644,596 км/ч. Майор Дэниэль в тот день установил и еще несколько абсолютных мировых рекордов, правда, уже на пару с капитаном Джеймсом Куни; это были рекорды скорости на замкнутом 1000-километровом маршруте с грузом массой 2000 кг, 1000 кг и без нагрузки. Майор побил все три рекорда в одном полете, промчавшись 1000 км со скоростью 2 718,006 км/ч. Рекорды высоты и скорости на
500- и 1000-км маршрутах продержались недолго: их побил А.В.Федотов на МиГ-25.
17 апреля 1967-го полковник Роберт Стивенс с подполковником Кенетом Херли совершили самый продолжительный полет со скоростью М=3, преодолев расстояние 22 400 км
(14000 миль). За это достижение экипаж наградили золотой медалью ФАИ.
Перелетам из Америки в Европу и обратно предшествовал полет на установление рекорда дальности и продолжительности полета. 26 апреля 1972 г. SR-71A, пилотируемый подполковниками Томасом Истесом и Девейном Виком, пролетел 24 140 км и продержался в воздухе 10,5 часов. Правда, самолет несколько раз заправлялся
в воздухе, от танкера. Маршрут перелета проходил над территорией США. За этот полет экипаж получил кубок Маккэя, присуждаемый ежегодно ВВС
и Национальной аэрокосмической ассоциацией летчикам, совершившим самый знаменитый полет года.
С 1 сентября 1974 г. SR-71A (серийный номер 64-17972) впервые демонстрировался на
авиационно-космическом салоне в Фарнборо. Перелет получил кодовое наименование операция "Exersice Glowing Speed".
Взлетев с авиабазы Бил в Калифорнии, самолет под управлением майора Джеймса Салливана и оператора Ноэля Уиддфилда
приземлился в Фарнборо через 1 час 55 минут 42 секунды после прохода контрольной точки над Нью-Йорком. Маршрут протяженностью 5617 км был пройден со средней скоростью 2924 км/ч; в полете Салливан трижды дозаправлялся от самолетов-заправщиков
КС-135Q - две дозаправки до прохождения первой контрольной точки и третью дозаправку между Нью-Йорком и Лондоном. После посадки в Англии
экипаж по телефону лично поздравил президент США Джеральд Форд. Если учесть время, необходимое для дозаправки в воздухе на дозвуковом режиме, крейсерская скорость полета составила 3200-3300 км/ч. Тем самым был перекрыт более чем вдвое прежний мировой рекорд скорости, установленный в мае 1969-го на этом же маршруте самолетом F-4K
Phantom.
Почти через две недели, 12 сентября, на том же самом самолете капитан Гарольд
Адамс и майор Унльям Мачорик предприняли неудачную попытку установить рекорд на маршруте -
Лондон - Лос-Анжелос. Через 10 минут после взлета на SR упало давление масла, и экипаж повернул назад в Милденхэлл. Говорят, что 13 число -
несчастливое, но только не для Адамса и Мачорика. 13 сентября рекорд был установлен: разведчик затратил на преодоление расстояния 10 454 км всего 3 ч 47 мин 35,8 с, при этом самолет почти 1 час 15 минут летел на дозвуке.
Очередная серия рекордных полетов также связана с юбилеем: на сей раз более приятным:
в июле 1976 г. 9-е стратегическое разведывательное авиационное крыло праздновало полувековой юбилей. Какой же
юбилей без рекорда? 27-28 июля летчики крыла установили несколько мировых рекордов. Майоры Адольфус Бледси и Джон Фуллер отобрали у Федотова рекорд скорости на замкнутом маршруте 1000 км; они "прошли" маршрут со скоростью 3 367,221 км/ч. Капитан Роберт Хилт и майор Ларри Эллиот
заб рались на 25 929,031 м, установив тем самым новый абсолютный рекорд высоты горизонтального попета. Абсолютный же рекорд скорости поставили капитан Элдон Джорц и майор Джордж Морган - 3 529,56 км/ч! Все рекорды были установлены на SR-71A, принадлежащих 9-му SRW.
В 1989 г. SR-71A впервые показали на авиасалоне в Ле-Бурже.
В конце 60-х и 70-х годах все горячие точки мира находились под пристальным наблюдением SR-71. За многие годы эксплуатации SR-71
собрал миллионы данных, использованных в целях национальной безопасности США. С 1968 по 1990 г. он
совершил 3551 разведывательный полет, а полные эксплуатационные расходы на SR-71А оценивались в $
200-400 миллионов в год. К январю 1990 общий налет самолетов семейства Blackbird составил 53490 ч, из них
11675 ч со скоростью М=3 и выше.
Каждый боевой вылет SR-71A обходился американским налогоплательщикам около 8 млн. долл.
В различных летных проишествиях было потеряно 11 SR-71A и 1 SR-71B, из них ни один не был сбит, и практически все экипажи успешно катапультировались.
Весной 1990-го SR-71 были выставлены в последний раз перед расформированием 9-го стратегического разведывательного авиакрыла и передачи самолетов на консервацию и в
музеи. Два самолета поступили в Музей ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон и в
Смитсоновский музей воздухоплавания в Вашингтоне. SR-71B (17956) и 2 SR-71A (971 и 980) в 1990 были
переданы в NASA, получив номера 831, 832 и #844 соответственно, и используются в качестве
летающих лабораторий.
; Потенциальные возможности "Черной Птицы" в области установления рекордов позволили поставить яркую точку в конце биографии самолета (это тогда так считали, что карьера SR-71 завершилась). При перелете с авиабазы Бил на аэродром
Смитсоновского музея 6 марта 1990 г. самолет Келли Джонсона - опытный SR-71, впервые взлетевший 12 декабря 1966 г., доказал в очередной раз, что ему нет равных. В этом, как предполагалось последнем, полете
6 марта 1990 г. экипаж SR'a в составе подполковников Эдварда Ялдинга и Джозефа Вида установил пять рекордов, четыре из которых зафиксировали официально,
в том числе - три мировых рекорда скорости полета самолет преодолел расстояние 3702 км между Лос-Анжелосом и Вашингтоном за 1ч 4 мин 5 с со скоростью 3466 км/ ч., 501 км между Сент-Луисом и Цинцинатти
за 8 мин. 20 с со скоростью 3609 км/ч и 1517 км между Канзас-Сити и Вашингтоном за 25 мин 55 с со скоростью 3511 км/ч. В этом полете разведчик также установил национальный рекорд полета в пределах континента:
самолет пролетел 3871 км за 1 ч 8 мин 17 с со скоростью 3400 км/ч. На участке маршрута между Сент-Луисом и Цинциннати SR-71 разогнался до скорости 3609 км/ч - был побит абсолютный мировой рекорд скорости! Однако зарегистрировать рекорд американцы не смогли, так как официально требовалось пройти мерную базу в ту и другую сторону.
Последние рекорды установлены на машине, которую Салливан "гонял" по маршруту Нью-Йорк - Лондон.
- SR-71A - история создания
- SR-71B/C
- SR-71A. Конструкция. ТТХ. Схема.
- Разведчики в боевом строю
- Боевые полеты
- Good bye, SR !
Источники информации:
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
- The online Blackbird Museum
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /